Церковь Космы и Дамиана в Виноградово
Церковь святых бессребреников Космы и Дамиана в посёлке Виноградово городского округа Воскресенск была построена в 1854 году, но история прихода восходит к древнему погосту Гвоздна, упоминавшемуся ещё в духовных грамотах великих князей Дмитрия Донского и Ивана Калиты. В XIX столетии в Виноградово были открыты ткацкие и химические производства фабрикантов Шинковых, Шереметьевых, Князятовых и Салтыковых. На средства братьев Шинковых был построен сохранившийся Космо-Дамианский храм, а в 1892 году тщанием бронницкого купца И. А. Салтыкова в селе был возведён второй каменный храм во имя апостола Иоанна Богослова.
Погост Гвоздна упоминается в известном сочинении 1844 года «Прогулка по древнему Коломенскому уезду» Николая Дмитриевича Иванчина-Писарева: «От Фаустова в одной версте Козмодемьянский погост, Гвоздна тож. Это бывшая при Иоанне Калите важная волость, упомянутая в его душевной грамоте. Она названа сельцом в такой же Донского. В XVII столетии, как видно из грамоты Соловецкой пустыни, она была снова названа волостью. Ныне – это погост. Чего не делает всеизменяющее время! Где были сёла, там деревеньки и погосты; где были деревеньки, там селы, волости, города!»
Действительно, у Карамзина в «Истории государства Российского» есть ссылки на завещание великого князя Дмитрия Донского, где упоминается древняя подмосковная местность со странным названием Гвоздна. В духовной Дмитрия Ивановича, составленной перед его кончиной в 1389 году, есть такие слова: «А се даю сыну своему князю Василью Коломну со всеми волостьми и с шамгою, и с мыты и с бортью, и с селы, и со всеми пошлинами; а волости Коломенские Мещерка, Раменка, Песочна, Брашева с сельцем с Гвоздною…» В старину «гвоздом» называли лесную местность, отсюда, вероятно, и возникло название погоста.
Несмотря на свидетельства о существовании Гвоздни в XIV столетии, первые упоминания о деревянной церкви Космы и Дамиана на погосте встречаются только в 1630-х годах. На тот момент церковь не действовала, видимо, после запустения Смутного времени, но значилась как «построенная исстари». Церковь и приход были восстановлены в 1676 году по указу патриарха Иоакима.
Космо-Дамианская церковь в Гвоздне долгое время являлась духовным центром одноимённой округи, однако, в XIX столетии храм обветшал, а село пришло в упадок. В то же время неподалёку возникло два новых центра притяжения: Михалёво, где ещё в 1796 году получил от императора Павла I имение придворный лекарь Иоганн Бек, и Алёшино (после 1923 года переименовано в Виноградово), ставшее локальным промышленным центром окрестных деревень.
В 1810-е годы прихожане церкви Космы и Дамиана Гвоздненского погоста просили помещика Александра Ивановича Бека помочь с постройкой новой церкви в Гвоздне, однако владелец Михалёво – сын царского доктора – на просьбу крестьян не откликнулся. Вместо возобновления старого храма на погосте он в 1821 построил новый каменный храм при собственной усадьбе. Храм в Михалёво был освящён в честь Рождества Христова, а придел – во имя бессребреников Космы и Дамиана.
Самой многолюдной по числу жителей деревней прихода погоста Гвоздна в первой половине XIX века стала деревня Алёшино: в ней проживало более тысячи человек. Среди них было несколько предприимчивых богатых семей: Салтыковы, Шереметьевы, Шинковы. В 1854 году трое братьев Венедикт, Василий и Яков Шинковы возвели на свои средства большой каменный храм Космы и Дамиана, но, подобно помещику Беку, не на старом погосте Гвоздна, а в своём родном селе Алёшино. Новый храм стал приписным к старому Космо-Дамианскому в Гвоздне.
Вот как описывается архитектура каменной Космо-Дамианской церкви в Алёшино в справочнике «Памятники архитектуры Московской области»: «Здание с трёхчастной осевой композицией служит ярким образцом художественной эклектики. Его ампирная основа, ощутимая в структуре интерьера, облечена в чуждые ей внешние формы, стилизующие мотивы московского барокко». Архитектурный облик причудливо сочетает в себе принципы разных эпох: «восьмерик на четверике», декор в стиле конца XVII – начала XVIII столетий, формы ампира и приёмы русско-византийского стиля зодчего Константина Тона.
Шинковы, Шереметьевы и Салтыковы владели в Алёшино бумаготкацкими и химическими фабриками. Например, Тарасий Владимирович Шереметьев (его отец многие годы был старостой церкви Космы и Дамиана в Алёшино) имел на своем бумаготкацком предприятии в 1867 году до 100 рабочих, а производимый им тик продавался в Ташкенте. «Атлас мануфактурной промышленности Московской губернии» 1872 года перечисляет три химических предприятия в селе Алёшино: Князятова Андрея Силовича (старосты церкви Космы и Дамиана в Гвоздне), Шинкова Николая Фёдоровича и Салтыкова Архипа Фёдоровича. На этих небольших фабриках производили крепкую водку (азотную кислоту), соляную кислоту, оловянную соль, зелёный купорос (сульфат железа).
В «Санитарном исследовании фабрик и заводов Коломенского уезда» 1885 года о бумаготкацких фабриках Алёшино говорится следующее: «Большинство контор сосредоточено в южной части Бронницкого и в пограничной с нею части Коломенского уездов, в местности, носящей название «Гвоздни». В Коломенском уезде из таких контор имеется четыре, но кроме них фабриканты берут пряжу: в Москве… в Алёшине (Бронницкого у.) у Ив. Салтыкова; в Ашиткове (Бронницкого у.), у Трифонова и у Балашева…».
По-видимому, первыми фабрикантами в Алёшино были представители семьи Салтыковых. Они участвовали в украшении Космо-Дамианской церкви, но со временем задумали постройку всего в ста метрах от неё ещё одной каменной церкви. Храмоздателем выступил купец 1-й гильдии Иван Акакиевич Салтыков. Новый храм строился в 1891-1892 годах и был освящён в честь небесного покровителя Салтыкова – апостола и евангелиста Иоанна Богослова.
В Московских церковных ведомостях за 1892 года приведён текст указа об учреждении причта во вновь построенной церкви Иоанна Богослова в Алёшино: «Святейший Правительствующий Синод слушали представление Вашего Преосвященства от 4 сентября сего года об учреждении при Иоанно-Богословской церкви в селе Алёшине Бронницкого уезда штатного причта из священника и псаломщика, с обеспечением содержания церкви и причта средствами, жертвуемые купцом Иваном Салтыковым».
Храм Иоанна Богослова формально не имел собственного прихода и фактически содержался на средства семьи купцов Салтыковых. Храмоздатель Иван Акакиевич Салтыков скончался в 1894 году в возрасте 76 лет и был погребён в склепе построенной им незадолго до кончины Иоанно-Богословской церкви.
В 1923 году село Алёшино было переименовано в Виноградово в честь революционера С. И. Виноградова, погибшего в 1905 году. Переименование коснулось и железнодорожной станции, которая ранее называлась Ашитково. В 1929 году был образован новый Виноградовский район Московской области с центром в бывшем селе Алёшино. Обе церкви – Космо-Дамианская и Иоанно-Богословская – были закрыты.
В помещении Космо-Дамианского храма в советские годы разместился деревообрабатывающий цех Московского производственного комбината, а в Иоанно-Богословском – пекарня. Сегодня храм Иоанна Богослова не действует, находится в полуразрушенном состоянии. В 1954 году сгорел действовавший деревянный храм Космы и Дамиана на древнем погосте Гвоздня в Юрасово. В 1995 году в каменной Космо-Дамианском церкви поселка Виноградово была совершена первая литургия. Храм действует, но всё ещё требует реставрации.
Источник: Антон Саков, mosregtoday.ru