Надежда Либерова: Было тяжело, но желание творить было сильнее
Коломна – город душевный и теплый, так что и люди в нем соответствующие живут. С прекрасной коломенской художницей Надеждой Либеровой, чьи картины выставлены в Культурном центре «Кривякино», мы решили побеседовать.
Оглядываясь назад, Надежда Николаевна думает, что всю жизнь шла к вышивке картин. Педагог по образованию, она около сорока лет трудилась в школе. Если в человеке есть тяга к творчеству, то что бы он ни делал, этот росток пробьется сквозь любую почву. Хобби будущей художницы уже в те годы были хохлома, батик, макраме, вязание. Рукоделие она совмещала с основной работой, но мыслей о тотальной смене деятельность никогда не было. Просто отдушина, просто дорогое сердцу занятие.
Впервые картины, вышитые гладью Надежда Либерова увидела на ВДНХ в павильоне «Трудовые
резервы». Расшитые цветными нитками пейзажи, фигуры и образы произвели на нее впечатление, но подумать, что когда-нибудь это станет частью ее жизни, она не могла.
Жизнь может измениться в один момент. Это клише, но, как и все клише, это правда. Одна встреча.
Семнадцать лет назад у подъезда своего дома Надежда Николаевна случайно познакомилась с женщиной по имени Мария Кобанова. Ветеран войны, медик, человек с богатой судьбой, которой на тот момент, было уже 93 года. Именно она стала проводником в мир вышивки гладью, которой сама занималась уже более пятидесяти лет.
– Ведомая интересом, я пришла к ней в гости и с гордостью показала свои работы, вышитые бисером и гобеленовым швом. Но взглянув на её картины, потеряла дар речи от восхищения и загорелась идеей научиться вышивать так же искусно, – с улыбкой вспоминает Надежда Николаевна.
Мария Васильевна предложила начать под ее руководством, и будущая художница, не раздумывая,
согласилась. Первые опыты были необычны, насколько это возможно в вышивке картин. Мария Кобанова творила только из «самодельных» ниток: распускала х/б ткани, шерсть, шелк и тесьму. Привычка,
сохранившаяся с послевоенного времени, когда каждая горбушка хлеба считалась за богатство. Попробовав распарывать ткань, Надежда Николаевна поняла, что занятие это ужасно долгое и тяжелое. Так что вскоре начала «жульничать» – купила мулине и продолжила работать уже с ними. Мария Васильевна обучила ее основным приемам.
– Картину «Берёзки у воды» я старалась делать, точно следуя указаниям, ведь если бы она не получилась, вряд ли я продолжила бы вышивать гладью. Но результат был неожиданно хорошим. Именно с этого момента я и «подсела», – рассказывает художница.
Вышивала интуитивно, накладывая стежок за стежком, кропотливая работа шла долго и с трудом. Было тяжело, но желание творить, видеть результат, было намного сильнее.
– На сегодняшний день моя техника больше похожа на рисование нитками, чем на классическую вышивку гладью. Но главное, что вышивка наполняет мою душу светом, радостью, а это большое счастье, – говорит Надежда Либерова.
Вышивка стала для нее не просто увлечением, а горячей страстью, которая захватывает все время художницы. Она может работать по десять, а иногда и по четырнадцать часов в сутки, минуты бегут тихо и незаметно. Вспоминается фраза Грибоедова: «Счастливые часов не наблюдают».
– Сложность рисунка – это то, что мне нравится в вышивке, что вдохновляет, – делится Надежда Николаевна. – В каждой новой работе должно быть что-то, что я еще не делала. Например, решила цветы на картине вышить ленточками. Получилось, понравилось. Теперь могу использовать в других работах. Творчество, преодоление трудностей – вот что приносит истинное удовлетворение от работы. Я вышиваю картину частями, обычно в три этапа, прокручивая полотно, и я вижу картину целиком, только когда работа уже полностью закончена. Окончив работу, каждый раз думаю: «Все, делаю перерыв!» Но проходит 3-5 дней и все начинается сначала: процесс пошел, начинаю подыскивать сюжет. Все рисунки на ткани выполняю сама. Натягиваю ткань, ограничиваю размеры картины, начинаю с верхнего левого угла, рисую кусочек.
Теперь Надежда Николаевна – член Творческого союза художников Москвы, призер международных выставок, ее работы принимают на вернисажах Москвы и Подмосковья, некоторые находятся в частных коллекциях в России и за рубежом. Смотря на ее картины, остаться равнодушным сложно – теплота живет в каждом стежке.
Софья Копаева