Москва
Секретная оборонка в Белоозерских лесах

Секретная оборонка в Белоозерских лесах

Секретная оборонка в Белоозерских лесах

Секретная оборонка в Белоозерских лесах

Пускают сюда далеко не каждого. За железными воротами проходной на территории в 10 тысяч га, и периметре 42 километра расположился секретный полигон ФКП «ГкНИПАС» или Государственный казенный научно-исследовательский полигон авиационных систем.

Здесь и проходил День открытых дверей, куда пригласили прессу Воскресенского района, директоров техникумов, руководителя филиала московского открытого университета и начальника ЦЗН. Зачем? Обо всем по порядку.

О том, что кроется в лесах полигона

— Передвигаться по полигону будем на автобусе, предупредили нас, — территория здесь огромная и бывали случаи, что сотрудники терялись, правда, их потом находили.

А вообще размеры предприятия очень значительны: на территории находятся три котельные, своя артезианская скважина, и даже ходят автобусы каждые два часа, своеобразный город в городе. Леса полигона, по словам директора Олега Юрьевича Пронина, остались практически не тронуты, богаты живностью — белки и лоси разгуливают спокойно.

Каково значение полигона в мировом масштабе

— Наш полигон занимается в первую очередь авиационными испытаниями, — рассказывает Олег Юрьевич, — предприятие было организованно в 1941 году, тогда здесь испытывали стрелковое оружие.

С того времени на полигоне проведены тысячи уникальных испытаний и экспериментов. В настоящее время он – один из крупнейших в России. Его экспериментальная база позволяет проводить испытания и отработку основных узлов и агрегатов авиационных комплексов. Поскольку, каждый раз поднимать самолет в воздух, чтобы проверить на нем условия аварийной ситуации, накладно, то мы занимаемся испытанием его частей на земле.

Руководство пообещало, что позднее мы своими глазами увидим один из экспериментов на скоростном треке, а что это за трек?

Услышав этот звук, батюшки в церкви начинают креститься

— Скоростной рельсовый трек – визитная карточка полигона,

— рассказывает Владимир Яковлевич Ниязов – исполнительный директор, — его длина 2,5 км, планируем увеличить её до семи.

За 30 лет на треке прошли испытания практически все самолеты и вертолеты отечественного авиапрома. Здесь моделируются условия максимально приближенные к реальности.

Производятся испытания всех систем катапультирования ракет класса «Воздух-Земля». Объект исследования автоматически разгоняется до заданной скорости и в зависимости от эксперимента либо входит в преграду оснащенную датчиками, либо мы тестируем такие показатели, как скорость и торможение. %INSET%

Максимальная скорость, которой нам удалось достичь — 3600 км/ч. В России подобных треков нет, есть только в США.

В будущем будем подтягивать скорость к ультразвуковой, как раз на нее и жалуются наши соседи, очень уж громко, а батюшки в церкви даже начинают креститься, но пока идут взрывы и шум на полигоне у нас есть работа.

После небольшой экскурсии нам продемонстрировали, как ракетный двигатель всего за четыре секунды разогнался до 300 км/ч, все это движение сопровождалось таким звуком, будто рядом взлетала ракета. Зрелище эффектное.

Уникальные разработки полигона

По словам самого директора полигона, чтобы рассказать обо всех достижениях и продемонстрировать все разработки потребуется около двух недель.

Поэтому нам показали самые значимые, а мы расскажем лишь об одном. Так называемый стенд «Кресло». Предназначен для испытания пассажирских кресел, не только самолетов, но и автомобилей, автобусов, и т.д. в случае аварийной посадки. Это единственный в России полигон соответствующий всем международным требованиям к проведению такого испытания, поэтому все кресла, которые есть в России, проходят испытание именно здесь. Кресло должно быть прочным и травмобезопасным. После испытания оно должно быть не разрушенным, особенно в узлах креплений, а человек в нем должен остаться сидеть на месте, кстати сказать, специальный манекен, который используется в испытании стоит, весьма, недешево — 50 тысяч долларов. Благодаря таким испытаниям выживаемость реальных пассажиров повышается на треть.

Кадровый голод

Наверно, как и у всех предприятий на полигоне все четче обозначается проблема смены поколений. Средний возраст рабочих здесь 60 лет,

притом следует учесть, что работа опасная, и пенсионный возраст начинается с 50-55 лет. На предприятии остались практически одни энтузиасты. Собственно говоря, для этого руководство и устроило такую экскурсию по полигону, пригласив не только прессу, но и директоров техникумов, ЦЗН, чтобы молодежь узнала, в конце концов, что есть такой полигон, и что он испытывает нехватку кадров, ведь информация о нем в основном засекречена.

Руководство полигона изъявило желание, чтобы воскренсенцы или хотя бы основная их часть работали на территории своего района, ведь хорошие квалифицированные специалисты стремятся в Москву.

Директор полигона задумывается о том, чтобы создать жилье для своих работников, потому что все остальные условия здесь уже есть: и достойная зарплата, на час укороченный рабочий день и даже ранний пенсионный возраст.

— Полигон западает в сердце, завершал собрание Олег Юрьевич, — поэтому посетив его однажды, вы захотите вернуться вновь.

Надеемся, что благодаря вашей помощи молодые специалисты теперь найдут к нам дорогу.

Ольга Еленина


2 комментария для “Секретная оборонка в Белоозерских лесах

  1. Секретная оборонка в Белоозерских лесах Автор видимо дебил? Секретная это секретная ,а если о ней говорить на сайте то это уже секрет полишенеля

Добавить комментарий