На пороге коллапса и чрезвычайного положения
Замена теплотрасс в Москворецком квартале была приостановлена подрядчиками, которые уехали, оставив не закопанными глубокие траншеи с подготовленными к замене трубами. Когда и кем будут завершены работы – неизвестно. На Лопатинском еще более тяжелая обстановка. По одним улицам и дворам текут реки нечистот, по другим потоки водопроводной воды, которую долгими сутками ждут жители в своих частных домах и квартирах. Перебои в работе коммунальных систем испытывают жители южной, центральной частей города, других населенных пунктов городского округа. Малочисленные аварийные службы не в состоянии справиться с валом протечек. Ущерба для горожан, для муниципалитета от аварий и их последствий никто не считает, правоохранители по большей части лишь отписываются, что проводят проверки, и пытаются выявить факты правонарушений. Министерство ЖКХ Подмосковья рапортует, что держит ситуацию под контролем. Качество осуществляемого контроля вызывает у жителей злобную усмешку.
Серьезность положения дел в местной жилищно-коммунальной сфере подтверждает увольнение очередного, наверное уже 15-го по счету за пять лет заместителя Главы Воскресенска по ЖКХ Гвоздкова Сергея Викторовича. Как и его предшественники, Гвоздков С.В. приходил в бодром духе, демонстрировал желание и порывы навести порядок в курируемом хозяйстве, но очень быстро осознал, что не сможет справиться со стоящими задачами.
С ответственными начальниками в Воскресенске столь же плохо, как с рядовыми и нерядовыми квалифицированными специалистами. Масштаб технических и финансово-хозяйственных проблем в жилищно-коммунальной сфере не соответствует нынешнему кадровому потенциалу предприятий, уровню материального обеспечения. Если уж заместитель Главы может без отчета и объяснений уйти с должности, то что мешает целым трудовым коллективам написать заявления об увольнении, оставив тысячи горожан без воды и водоотведения?
Контролеров во всевозможных инспекциях, службах и министерствах развелось много, а реальных исполнителей, кто может оперативно и качественно устранить аварию на трубопроводе, становится с каждым месяцем всё меньше, а мотивации к изнурительному труду тем более.
Тяжело и удручающе ЖКХ функционировало и пять лет назад, когда большая часть жилого фонда находилась под управлением «ДомСервиса», а гарантирующими воду и отопление организациями были «ВТС» и «Аквасток». Приход в Воскресенск команды Болотникова ознаменовался курсом на избавление городского ЖКХ от прежних монополистов, и замену их на муниципальные, подконтрольные администрации предприятия. Аргументы о том, что частники (ВТС, Аквасток) выводят неизвестно куда миллионы рублей, а муниципальные предприятия будут за каждую копеечку отчитываться, были позитивно восприняты большинством депутатов и общественников. Со стороны руководителей министерств Подмосковья прямо заявлялась поддержка действий Болотникова А.В. на перевод ЖКХ под управление МУПов.
Спорить с Главой и областными кураторами ЖКХ могли только независимые граждане, в то время как все работающие на предприятиях этой сферы подчинились новой «метле», которая за четыре года довела кадровый ресурс, систему управления жилого фонда и коммуналку до критического состояния, при котором надо объявлять в Воскресенске чрезвычайное положение. Но что значит сегодня в самый разгар избирательной кампании по выборам Губернатора объявить чрезвычайное положение в целом городском округе? — Это заявить о большом провале в работе областной команды в значимом и известном на всю страну городе. Но а как же иначе поступить в нынешней ситуации?
Сегодня от депутатов и чиновников местной власти мало что зависит – принятие ключевых решений по кадрам и финансам происходит на областном уровне. Городские депутаты вправе дружно поднимать руки по подготовленным для них решениям, «торговать лицом» на открытии детских площадок и обещаниях сделать жизнь завтра лучше чем сегодня. Однако депутаты лишены полномочий назначать чиновников и директоров МУПов на должности, весьма ограничены в возможности реально осуществлять контроль деятельности предприятий. Да и времени погружаться в проблематику коммуналки нет у большинства депутатов, поскольку они трудятся в бюджетной сфере, где полно своих хлопот и забот. И всё же пришло время, когда нужно всем депутатам, всем директорам предприятий ЖКХ наконец-то открыто признать, что многолетнее замалчивание проблем и череда управленческих ошибок и преступлений поставили ключевую сферу городской жизни на грань коллапса. Требуется выделение миллиардов рублей из областного или федерального бюджетов в качестве неотложной помощи воскресенской коммуналке. Нужны чрезвычайные меры, по устранению многочисленных аварий, срочному выполнению работ по замене километров трубопроводов во всех городских кварталах без проведения «бестолковых» конкурсов, требующих долгих недель.
Можно ли обойтись без чрезвычайных мер? Можно. Как обычно. На авось протянуть до октября. Только куда будут переселять жителей десятков многоэтажек, если предстоящей зимой они окажутся без воды и отопления на пять и более дней, как на прошлой, теплой неделе ?
Служивый люд испокон веков не склонен задавать неудобные вопросы начальству, тем более признаваться, что не тянет взятые на себя полномочия. К сожалению, наступает иногда такое время, когда верхи не могут, а низы не хотят. Дай бог, чтобы это время было для Воскресенска недолгим, и не распространилось на другие города и регионы.
Сергей Рудаков