Реклама
«Как говорят сами исполнители, такого в Москве уже нет!» Культура

«Как говорят сами исполнители, такого в Москве уже нет!»

«Как говорят сами исполнители, такого в Москве уже нет!»

Рождение живой культурной идеи очень часто возникает на стыке профессионализма и энтузиазма. Уникальность проекта, который реализуется в Jazz Cafe в том, что коммерческий проект стал музыкальным явлением и площадкой для выступления профессиональных артистов в очень короткие сроки.

О том, как это началось, мы поговорили с арт-директором, известным джазовым гитаристом и композитором Александром Винницким.

Началось все достаточно спонтанно, но с обоюдного желания что-то сделать. Мы договорились о том, что, играя музыку, привлекательную для многих, мы не опускаемся ниже какого-то определенного уровня. Это не должно стать попсовым зрелищем. Но и на исключительную элитарность публики мы тоже не рассчитываем. Оказалось, что мнение людей имеет огромное значение в раскрутке таких проектов. Если людям нравиться, они рассказывают об этом своим знакомым, и так рождается репутация. Наши музыкальные вечера оказались востребованы. Тут посетители видят рождение музыки прямо на глазах, сами становятся участниками действия. Свобода импровизации, которая знакома джазовым музыкантам, интересна и слушателям наших концертов.

От вечера к вечеру стала складываться культурная среда, та атмосфера, которую невозможно встретить в больших залах. Никаких установок как себя вести не было, ведь это заведение, где люди во время концерта имеют право заказывать еду и напитки. Этикет сложился стихийно. Мастерство музыкантов диктует поведение зрителей. Если им интересно, еда отходит на второй план. Но каждый раз мы волнуемся и рискуем, будет ли наша программа отмечена публикой. Но люди стали приходить и приводить друзей. Я стал расширять стилистические рамки. Не только джаз, но и блюз, рок-н-ролл и т.д. Приглашали только первоклассных исполнителей с уже сложившимся стилем, со своей программой. Это живой проект. Провальных вечеров не было, хотя иногда приглашенные музыканты блестяще играют сложную для восприятия музыку. В этом обнаруживается доброжелательность наших гостей, в глазах которых музыканты имеют высокий статус, а отнюдь не ресторанного тапера, фоном играющего на корпоративах. Важное достижение, что восприятие труда артистов имеет оттенок уникальности, творимой здесь и сейчас. Это придает дополнительную мотивацию самим музыкантам. Непосредственная реакция слушателей, живое общение, то что, казалось бы, из нашей жизни уходит. Как говорят сами исполнители, такого в Москве уже нет. Интересно наблюдать каждый раз как развивается концерт. Приходя сюда «холодными», люди начинают «согреваться», начинается чудо взаимодействия. Я не могу сравнивать это место с какими-то музыкальными «святынями», но, по крайней мере, здесь музыканты многое находят для себя.

Здесь прозвучали все возможные для данной ситуации инструменты: джазовая скрипка, баян, саксофон, ударные, гитара и клавишные. Здесь выступал струнный квартет, а в феврале этого года два концерта дал яркий талантливый гитарист из Бразилии Лукас Имбериба. Мы примерялись ко многим музыкантам, но сначала мы прослушиваем музыканта, чтобы не попасть в ситуацию, когда нам предлагают кота в мешке. Со временем, можно сказать, мы становимся более привередливыми.

Наша работа – это форма культурного просветительства и я хотел бы расширять ее рамки. Например, проводить вечера камерной акустической музыки, этнической или рок-музыки. Может быть какие-то актерские программы. Но исполнители должны быть неформальными, должны уметь отдавать свое творчество. Будем стараться удивлять. Мне есть, о чем рассказать и я найду слушателя, это вопрос не массовости, а вопрос отбора тех, кому это нужно. Я хотел бы, чтобы сюда приходили люди, которые ощущают некоторый дискомфорт от потери культурной атмосферы, которым нужна культура как образ жизни.